АСИЙЯ ХАНУМ (НАВВАБ) — СУПРУГА БАХАУЛЛЫ Асийя Ханум была единственной дочерью очень влиятельного и богатого министра при дворе персидского шаха. По всей видимости, она родилась в Ялруде, деревне в районе Нур на севере Ирана. Она получила базовое образование, научившись читать и писать. Ей было всего 15 лет, а возможно и меньше, когда она стала женой Бахауллы в октябре 1835 года. Именем Навваб было принято называть всех девочек, потомков семей визирей. С ранних лет она была необыкновенно умна, высока, стройна, грациозна, с темно-синими глазами. Её называли Матерью Утешения поскольку она всегда была добра к бедным. Стоимость её приданого была настолько велика, чтобы долгое время быть предметом разговоров в городе: местного ювелира в течение полугода вызывали для изготовления украшений для невесты. Первые годы жизни будущей супруги Бахауллы прошли в достаточном комфорте, спокойствии и роскоши, но вся дальнейшая её судьба была одним большим подвигом. Сразу после начала преследований общины баби семья потеряла всё свое имущество. Она потеряла нескольких детей, пережила унижения и боль, но Асийя Ханум никогда не жаловалась; она считала несчастье благословением Всевышнего. Трое выживших детей Навваб — это Абдул-Баха, Бахийя Ханум и Мирза Михди — каждый из них стал светочем Веры Бахауллы. После провозглашения Баба дому Шемранских ворот в Тегеране, где жило Святое Семейство, стал центром деятельности верующих баби, и Асийя Ханум должна была приспосабливаться к превратностям своей жизни. Естественно, она вступила в тесный контакт с ранними верующими женщинами Веры, такими как Тахира, и была тесно связана с благополучием посетителей. Как рассказывает нам Набиль, она вылечила его глаза мазью, которую приготовила сама. Всякий раз, когда Бахаулла отсутствовал в Тегеране, Асийя Ханум и их дети отправлялись в Такур или Ялруд, чтобы провести время с семьей. После заключения Бахауллы в тюрьму в августе 1852 года Его дом был разграблен. Ей сразу же удалось найти убежище в старом квартале города, чтобы защитить своих детей и младших членов семьи. В тот момент у неё не было средств к существованию, а дети были так голодны, что она решила отправить Абдул-Баха, которому едва исполнилось девять лет, отправиться в другой конец города и попросить помощи у своей тёти. Тётка смогла дать Абдул-Баха только пять медяков. 12 января 1853 года Бахаулла был сослан в Ирак. Нет нужды говорить, насколько трудным должен был быть долгий путь для Асийи Ханум, не имевшей опыта путешествий и никогда не проживавшей суровой жизни. Никто не пришел проститься с ними, кроме её бабушки. Во время их путешествия из Тегерана в Багдад, где бы они ни останавливались, Асийя Ханум водила детей купаться и одновременно стирала их одежду. Затем она носила мокрую одежду на руках и сушила её пока ехала на муле. Её здоровье ухудшилось во время этой поездки, а также в Багдаде, где они поселились в небольшом жилище. Бахаулла помогал ей, чем мог, в том числе готовя и убирая. Но главное испытание было впереди, когда Бахаулла был призван отправиться в Сулейманию. Асий Ханум была беременна, когда они покинули Иран по пути в изгнание, и через шесть недель после их прибытия в Багдаде родился мальчик. Он скончался, уже когда Бахаулла был в Сулеймании. Навваб ужасно страдала во время отсутствия Бахауллы, особенно из-за необоснованных требований сводного брата мужа — Мирзы Яхья и его семьи, который как брат должен был заботиться о ней, но вместо этого причинял лишь разлад, боль и унижения. 19 марта 1856 года она снова воссоединилась со своим Господом. Бахаулла вернулся из Сулейманийи и вместе со Своей семьей переехал в небольшой дом на западном берегу в багдадском районе Карх. Позднее дом был назван «Байт-и-Азам», «Величайший дом». Этот дом всегда был полон гостей издалека, и жизнь Асийи Ханум была занята заботой как о гостях, так и о семье. В этот период к ним в Багдаде присоединились Мирза Михди (Чистейшая Ветвь) в сопровождении Фатимы Ханум (второй жены Бахауллы). Уже в Адрианополе, после болезни Бахауллы, вызванной отравлением, последствия которой оставались с Ним до конца Его жизни, Он решил разойтись со Своим братом. Это стало хорошей новостью для Асийи Ханум, которая постоянно боялась за жизнь своего Возлюбленного мужа. После пяти лет в Адрианополе, 12 августа 1868 года, они переехали в Акку, что стало последним этапом их изгнания. В тюремном городе заболели все члены семьи. Дочь Асийи — Бахийя Ханум, не выдержав дурно пахнущего воздуха в казармах, по прибытии упала в обморок. Даже Абдул-Баха, заботившийся обо всех, заболел. Трудности начали сказываться на Асийе Ханум. Её единственной радостью было то, что она была рядом со своим Мужем и детьми, которым в то время было за двадцать. Очередным ударом для неё — матери — стала гибель Мирзы Михди. Упав из светового окна на ограду решётки, он умирал и попросил Бахауллу не исцелять его ради того, чтобы двери Его темницы открылись. Бахаулла с болью в сердце принял эту жертву. В тот момент Навваб распростерлась на Пороге Его Величия и сказала: «Мой Господь, Я умоляю Тебя принять от меня этот выкуп». Благословенная Красота даровал ей Свои щедрые милости и советовал набраться терпения. Её ответ был: «Каково Твоё благоволение, таково воистину желание моего сердца и мой лучший возлюбленный…» Ей не разрешили принять участие в похоронах сына из-за ограничений в тюрьме. После этого ужасного несчастного случая она в очередной раз заболела, и её здоровье стало заботой семьи. Однако жертва Чистейшей Ветви была не напрасной, и вскоре после этого суровые условия заключения смягчились — семья переехала из казарм в дом Абуда. Абдул-Баха женился в доме Абуда. Асийя Ханум с дочерью сделали все необходимые приготовления к празднику. Когда ситуация в Акке стала более благоприятной, Бахаулла разрешил членам семьи, а также некоторым бахаи поселиться в Акке и Хайфе. В начале июня 1877 года Бахаулла переехал в Мазраи, а затем в Бахджи, но Асийя Ханум с дочерью остались в Доме Абуда из-за ограничений, наложенных на женщин в поездках. С тех пор они жили раздельно. Тем не менее Бахаулла регулярно посещал их и оставался с ними в течение длительного периода времени. Большое количество переписок между ней и Бахауллой подтверждает их близкие отношения до конца её дней. В архивах сохранились так же переписки со времени пребывания Абдул-Баха в Бахджи, в которых Он обращался к своей матери как «Ее Высочество, мать», а Асийя Ханум обращалась к своему сыну как «Возлюбленный Учитель(Господин)». Навваб возлагала большие надежды на встречу с женой Баба до того, как покинет этот мир, чего, к сожалению, так и не произошло. Обе дамы были одного возраста. В течение последнего года своей жизни она страдала от слабого здоровья. Годы её тяжелейшей, полной жертвенности и веры жизни подходили к концу. В рассказе Сиййида Асадуллы Куми, у которого была мастерская по ремонту обуви в Акке, говорится, что Асийя Ханум поскользнулась и упала. Через несколько дней после этого инцидента она скончалась в 1886 году. Бахаулла и её дети были у её постели в её комнате в доме Абуда, когда она скончалась. Похороны Асийи Ханум, в отличие от скромных похорон Мирзы Михди, прошли с большим достоинством. Бахаулла открыл Скрижаль о посещении после её смерти и называет это вторым печальным событием (первым была кончина Хадиджи Багум — жены Баба — четырьмя годами ранее), постигшей народ Баха. Асийа Ханум была удостоена Бахауллой положения Его супруги во всех мирах и является одним из примеров святых женщин-бахаи, чью преданность Господу не смогла поколебать даже исключительная близость к Нему. Чем ближе солнце — тем больше ослепляет его свет. Тысячи девушек и женщин, посещая её могилу на Святой земле просят её заступничества перед Бахауллой о счастливом браке и благоприятной беременности. Источники: портал Хроники Бахаи. Изображение: Свидетельство о браке Бахауллы и Асийи Ханум — 1835 г.

Теги других блогов: история Асийя Ханум Бахаулла